Он быстро распространился на большинство азиатских СФРЭ, в том числе на страны, в которых курс национальной валюты оставался устойчивым, и усилил спад в экономике Японии. Сравнивая финансовый кризис в Мексике в декабре 1994 г. и нынешний финансовый кризис, автор подчеркивает, что кризис мексиканского песо практически не вышел за пределы страны, лишь слегка затронув Аргентину. В Мексике, экономика которой очень страдала от завышенного курса песо и избыточного внутреннего спроса, резкая девальвация 1994 г. оказала благоприятное влияние, ослабив эти диспропорции. В отличие от этого, в азиатских странах девальвация и ограничительная экономическая политика только усилили основные структурные диспропорции. В отличие от этого, среди стран Латинской Америки только у Аргентины были некоторые структурные проблемы, аналогичные мексиканским. В отличие от этого, кризис таиландского бата, начавшийся летом 1997 г., через полтора года превратился в мировой. Финансовый кризис, начавшийся в странах Азии в середине 1997 г., затронул страны с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ). В 90-х годах, благодаря уменьшению ряда макроэкономических диспропорций (инфляции, бюджетного дефицита), политике структурной перестройки и контроля над внешней задолженностью, в том числе на основе договоренностей с Парижским и Лондонским клубами, сформировалось представление, что СФРЭ слишком уязвимы в финансовом отношении, поскольку движутся в направлении устойчивого экономического роста. Так, слабая банковская система способствует углублению экономического и финансового кризиса и, напротив, сильная — амортизирует кризисные процессы. Однако, как свидетельствовало дальнейшее развитие событий, расширение инвестиционных возможностей СФРЭ, напротив, сопровождалось усилением странового риска, главным образом вследствие расширения возможности распространения кризисов в международном масштабе. Южной Корее), напротив, она усилила их.
Thailand 925 Ring
1. Либерализация валютных рынков, в частности высоколиквидных рынков срочных валютных сделок в Бразилии, Таиланде, странах Южной Африки и т.д. В результате усилился так называемый страновой риск (risque pays), который по-разному проявлялся в странах, охваченных финансовым кризисом: в России — как суверенный риск неплатежей по долгам, в Южной Корее, Индонезии и Таиланде — как системный кредитный риск, в странах АСЕАН в целом — как системный риск финансовых рынков. Как отмечал еще в 2005 г. бывший премьер-министр Сингапура Го Чок Тонг, «за последние 10 лет Китай успешно запустил 27 различных механизмов взаимодействия с АСЕАН. Совокупный ВВП государств-участников АСЕАН составляет 2,2 трлн. 2. Структурные проблемы, характерные для азиатских стран, очень сходны между собой. Это обусловливает масштабные изменения условий конкуренции в мире и может вызвать глубокие сдвиги в структуре мирового производства в пользу азиатских стран. Ожидается, что своего пика дефляционный процесс достигнет в 1999 г. Спад в экономике азиатских стран тормозит рост мировой экономики в целом и, следовательно, спрос на товары из СФРЭ.
2. Значительный рост объема краткосрочных капиталов, которые могут быстро перемещаться с одного рынка на другой. Замедлению темпов роста способствовали сокращение объема экспорта, повышение реальных процентных ставок, ужесточение бюджетной политики. Уроки, полученные многими государствами и международными финансовыми организациями в 1997-1998 гг., будут подталкивать их к действиям, направленным на усиление регулирования международных рынков, повышение прозрачности финансовых операций, усиление контроля над банковским сектором и переосмысление роли Международного валютного фонда. Эта точка зрения нашла отражение в докладах и решениях ведущих международных финансовых организаций, что подпитывало неоправданный оптимизм иностранных инвесторов. Благодаря этому странам удалось ликвидировать изоляцию своих экономик от мирового рынка, снизить темпы инфляции и расширить частный сектор, что вызвало значительный приток иностранных прямых инвестиций. Курс национальных валют не был сильно завышен, дефицит платежных балансов появился недавно и был связан в основном с чрезмерным притоком иностранных инвестиций. Схема развития азиатского кризиса выглядит следующим образом: азиатский кризис фондового рынка и национальных валют перерос в кризис ликвидности (центральных банков, предприятий, кредитно-финансовых учреждений), а затем в экономический кризис. Сравнение трех стран — ЮАР, Бразилии и России — показывает, что, несмотря на сходство экономической ситуации на момент “заражения” вирусом финансового кризиса (трудности с оплатой задолженности, высокая уязвимость финансового рынка и т.д.), финансовый кризис в этих странах протекал по-разному.

Это в значительной степени связано с экономической политикой, проводимой в СФРЭ с конца 80-х годов, в частности, с жесткой валютной и бюджетной политикой, активизацией структурной перестройки и приватизацией. Одновременно возможности распространения 1физисов в мире будут ограничены, благодаря улучшению экономической и финансовой ситуации, оздоровлению бюджета, банковской системы и других макроэкономических параметров в развивающихся странах. В итоге они оказались в небывалой ситуации, когда замедление экономического роста сочетается с увеличением дефицита бюджета и платежного баланса, несмотря на проведение жесткой макроэкономической политики. В настоящее время страны ЮВА сосредоточены на решении проблем экономического развития и активно пользуются покровительством США (прежде всего, Таиланд и Филиппины) в вопросах обеспечения их безопасности. Начальным шагом США на этом пути стал первый зарубежный визит Х. В обоих случаях девальвация сопровождалась жесткой денежной и бюджетной политикой (только в течение 1998 г. эта политика постепенно сменилась на противоположную). В этих условиях как только курс национальных валют и биржевые котировки стали падать, а в экономике начался спад, основные структурные диспропорции обострились (избыток предложения и задолженность частного сектора).