Таким образом, ДТА либо не смогла обрести, либо потеряла поддержку крупных групп населения: овамбо поддерживали «родную» СВАПО, дамара — возглавляемый их вождем Объединенный демократический фронт (United Democratic Front, ЮДФ)43, гереро — либо социалистический Национальный союз Юго-Западной Африки (South West Africa National Union, СВАНУ), либо консервативную НУДО. В ЮАР официальной оппозицией является Демократический альянс (Democratic Alliance, ДА) — либеральная партия, возглавляемая бывшим мэром Кейптауна и действующим премьер-министром провинции Западный Кейп Хелен Зилле. Впрочем, в силу расового состава населения, обусловливающего электоральное противостояние более крупных, нежели отдельные этносы, групп, опыт ЮАР можно считать уникальным. Таким образом, обе партии, будучи по сути этническими, в целях расширения своей социальной базы провозгласили сначала борьбу за интересы всех дискриминируемых апартеидом расовых групп, а после прихода к власти — стремление объединить всех граждан страны (включая белых) в единую нацию29. Таким образом, сложившаяся в Намибии система предоставляет президенту достаточно широкие полномочия как de jure, так и de facto — благодаря доминированию в легислатуре партии, чьим лидером он является.
Таиланд On Hotel 3* Пхукет Карон

Однако, как мы видим, ни одна, ни другая попытка не увенчались долгосрочным успехом, а ДТА, который, казалось, лишился поддержки избирателей, на последних выборах вновь занял второе место. Намибия тоже квалифицируется как несовершенная демократия, однако она занимает в рейтинге 73 место (6,24 балла) и лишь на 5 позиций отстоит от гибридных режимов. »53. На выборах 2004 г. КД получил 7,3% голосов (на 2,6 процентных пункта меньше, чем на прошлых), а в 2009 г. и вовсе потерпел сокрушительное поражение, заняв лишь восьмое место. Wagner K. 2009. Donor Support of Opposition Parties in Namibia: How Foreign Support for Parties Effects Democracy in a New Democracy. Jakovlev A.V. 2009. Kak menjaetsja jazykovaja situacija v Nami-bii // Jakovlev A.V. Кроме того, региональные выборы в Намибии проводятся одновременно с муниципальными, а не с парламентскими (что, возможно, способствует снижению явки). При этом если апартеид стремился разделить население ЮАР по расовому признаку (а чернокожих — еще и по этническому), то после его падения ключевым фактором стало, по-видимому, культурное и экономическое размежевание: цветные сочли, что, несмотря на угнетение при апартеиде, их многое объединяет с белыми (заинтересованность в сохранении позиций языка африкаанс, недовольство позитивной дискриминацией чернокожих), на чем сыграл ДА, в то время как чернокожие начали осознавать общность своих интересов вне зависимости от племенной принадлежности, а эту идею продвигал АНК.
В 1994 г. аналогичные выборы были проведены и в самой ЮАР. Seekings J. 2014. Democracy, Таиланд Еда Poverty and Inclusive Growth in South Africa since 1994. — Cape Town. 56 Seekings 2014:13. и в ЮАР56. В 2014 г. она лишилась и статуса третьей партии в стране, уступив его партии «Борцы за экономическую свободу» (Economic Freedom Fighters, ЭФФ), основанной бывшим лидером молодежного крыла Африканского национального конгресса Джулиусом Малемой, исключенным из АНК за радикализм. 2014 LIVE 2014. ды Инката (Inkatha Freedom Party)44, возглавляемая лидером зулусского народа (одного из двух крупнейших в ЮАР) Мангосуту Бутелези. Хотя основателями АНК были зулус Джон Лангалибалеле Дубе и тсвана Соломон Чекизо Плааки, в годы апартеида в освободительном движении в ЮАР (и, следовательно, в руководстве АНК) преобладали представители коса25 — одного из двух крупнейших этносов ЮАР. Провозглашая своей идеологией марксизм-ленинизм и призывая национализировать «командные высоты» южноафриканской экономики47, «Борцы» апеллируют к бедным слоям чернокожего населения, положение которых остается тяжелым и через 20 лет после свержения апартеида, и обвиняют АНК в «соглашательстве с капиталистами». В настоящей статье мы попытаемся обобщить материал, накопленный политологией за последние 25 лет в ходе изучения политических систем ЮАР и Намибии. Иными словами, главная оппозиционная партия в ЮАР черпает поддержку в основном из одной провинции (хотя за нее голосуют и представители белых и цветных меньшинств из других провинций), что свидетельствует о выраженном электоральном расколе.
После ухода Нуйомы президентство в Намибии вновь ограничено двумя сроками10, однако сам этот прецедент свидетельствует о том, что президент и доминирующая партия способны обеспечить принятие поправок, по сути отменяющих действие некоторых статей Конституции, а также о тесном сотрудничестве между законодательной и исполнительной властью. После избрания на пост президента зулуса Зумы26 АНК стал больше соответствовать своему имиджу партии всех южноафриканцев (или, по меньшей мере, партии всех чернокожих южноафриканцев). Возможно, со временем они смогут составить конкуренцию АНК, но на данный момент последний, по-видимому, более привычен для чернокожих южноафриканцев. По сути, ЭФФ — это леворадикальная версия АНК, наследник левых традиций черного освободительного движения. И АНК, и СВАПО изначально стояли на левых позициях. СВАПО) соответственно). В обеих странах имеются заметные расовые меньшинства (белое и «цветное», то есть смешанного происхождения), играющие важную роль в экономике и политике. Как отмечает Карл Вагнер, это была единственная в истории Намибии кампания, за результаты которой СВАПО всерьез опасалась, а потому вела ее жестко50, вплоть до попыток выставить Уленгу «агентом империализма»51. В свою очередь Намибия (до 1968 г. носившая название Юго-Западная Африка) с 1890 г. являлась колонией Германской империи. И хотя коалиция не была марионеткой в руках южноафриканских властей и скорее рассматривала сотрудничество с режимом апартеида в качестве шага на пути к независимости Намибии37, ДТА до сих пор приходится прилагать усилия, чтобы избавиться от клейма «коллаборационистов»38. Однако успех этой партии был недолгим: уже на выборах 2014 г. она потеряла большую часть голосов в пользу СВАПО, ДТА и более мелких партий. В Намибии это СВАПО, в ЮАР — АНК.