В разных странах мира отношения последователей Джамаат Таблиг с официальными властями, как правило, складывались непросто. Одно из объяснений такой позиции заключалось в том, что центральное правительство рассматривало Джамаат Таблиг как инструмент, с помощью которого можно будет бороться с мятежниками и мусульманами-сепаратистами на юге. В социальной активности Джамаат Таблиг видели опасное стремление к наращиванию общественного влияния, а подчеркнутая аполитичность последователей джамаата вызывала дополнительные подозрения. Возможно, толерантность по отношению к Джамаат Таблиг также объяснялась подчеркнуто аполитичным характером движения: необходимость «политического квиетизма» красной линией проходила через проповеди в мечетях и воспитательную программу в медресе Джамаат Таблиг. Например, в 1982 г. власти поддержали проведение съезда сторонников движения на территории военного лагеря в Паттани. Таблиг и проникнется его идеями чистого ислама времен пророка Мухаммада, сложат оружие и откажутся от дальнейшей борьбы. Расцвет движения Джамаат Таблиг в Таиланде пришелся на 1986-1996 гг., когда его возглавлял харизматичный Юсуф Пакара, выходец из провинции Так. В Таиланде все складывалось иначе, у правительства и чиновников Джамаат Таблиг не вызывал раздражения, даже наоборот, власти одобряли и поощряли деятельность джамаата. Один из ключевых принципов Джамаат Таблиг состоял в том, что его последователи должны были избегать политики, споров и чинопочитания.
В период культурного расцвета в XIX в. из Паттани вышли такие известные мусульманские мыслители, как Ван Ахмад аль-Фатани и Дауд ибн Абдуллах аль-Фатани, которые внесли существенный вклад в становление Паттани в качестве центра исламской мысли и культуры во всей Нусантаре не только благодаря научным изысканиям в области исламоведения, но и масштабной работе по переводу основных трудов мусульманских ученых с арабского на яви4. 4 Яви — диалект малайского языка, распространенный в провинциях на юге Таиланда, вблизи границы с Малайзией. 5 Hooker M.B., Matheson V. Jawi Literature in Patani: The Maintenance of an Islamic Tradition // Journal of the Royal Branch of the Malaysian Asiatic Society. Подобная деятельность закладывала фундамент для развития модели «транснационального ислама» — как основанного на религиозном обновлении и культурном взаимовлиянии арабо-мусульманского и малайско-мусульманского миров5. Кроме того, мусульманские мыслители из Паттани сумели завоевать авторитет и в Аравии как знатоки ша-фиитского мазхаба благодаря своим проповедям в главной мечети Мекки — аль-Харам. Яви является основным языком общения для этнических малайцев Таиланда, а также для тайцев в мусульманской среде.
А раздражение местного мусульманского сообщества вызывали религиозные практики Джа-маата Таблиг и то давление, которое адепты планомерно оказывали на всю мусульманскую умму Таиланда, призывая отказаться от вековых традиций и устоявшихся практик. 14 Reetz D. Sufi Spirituality Fires Reformist Zeal: The Tablighi Jamaat in Today’s India and Pakistan // Paper presented to the workshop entitled ‘Modern Adaptations of Sufi-Islam’. Пакистане и других центрах джамаата, оспаривают положение и авторитет более пожилых имамов и преподавателей медресе, обучавшихся, как правило, в Саудовской Аравии, Египте и Индонезии17. Таким образом, если салафиты критиковали Джамаат Таблиг за излишнее увлечение суфизмом, местная исламская община и традиционалисты, наоборот, считали Джамаат Таблиг недостаточно суфийским. Однако Таиланд конца XX — начала XXI в. с его мусульманским югом несколько опровергает парадигму детерриториализаци, давая пример противоположного вектора развития — «ретерриториализации» ислама, выражающейся не только в статистических показателях роста численности мусульман, но и многоаспектной роли международных мусульманских движений в возвращении и укреплении ислама в качестве главного маркера национальных идентичностей и трансформации исламской традиции и религиозных практик, характерных для региона Юго-Восточной Азии. В глазах традиционалистов Джамаат Таблиг представляет угрозу и традиционной исламской идентичности в Таиланде, и единству таиландской уммы, внося раскол в среду таиландских мусульман и без того отличающихся пестротой взглядов. Крупный исследователь исламских движений и феномена политического ислама Оливье Руа в книге «Глобализированный ислам» постулировал проблему «детерриториализации ислама» как ключевой характеристики современного мусульманского мира, в котором «ислам все меньше и меньше можно приписать к определенной территории и цивилизационному ареалу»18: нарастание миграционных процессов привело к тому, что все больше мусульман живет в немусульманских обществах (граница между исламом и Западом больше не является географической), а вестернизация и глобализация заставила многих практикующих мусульман считать себя меньшинством даже на родине (например, в Турции XX в.).
Джамаат Таблиг одним из самых заметных исламских движений в современном Таиланде. Немаловажным фактором успеха стало участие в продвижении Джамаат Таблиг видных мусульманских просветителей такого калибра, как Махмуд ибн Хайе Исмаил, что существенно повышало доверие к движению местного населения, смотревшего на Джамаат Таблиг одновременно с интересом и опаской. 9 Braam E. Travelling with the Tablighi Jamaat in South Thailand // International Institute for Study of Islam in the Modern World. Благодаря активной деятельности Махмуда не только в Таиланде, но и в других странах Азии, а также в Европе и Африке, таиландская ветвь Джамаат Таблиг стала известна далеко за пределами страны. ISIM Review. Vol. 16. Spring, 2006. P. 42-43. По наблюдениям Эрнесто Браама, более 20 тыс. Махмуд ибн Хайе Исмаил, изучавший ислам сначала в школе при мечети провинции Яла, затем университетах Иордании и Пакистана, основал на юге Таиланда медресе «Тахфиз аль Куран», ставшее первой школой изучения Корана, непосредственно связанной с Джамаатом Таблиг, и площадкой для проповеди о возвращении к исламу, очищенному от «нововведений» (бида).